/Министр иностранных дел России Сергей Лавров завершил в четверг свое второе турне по Африке в 2023 году, на этот раз охватив Мали, Мавританию и Судан. Sputnik попросил экс-дипломата и ученого подвести итоги визита и рассказать о перспективах российско-африканских отношений.
Происходит логичное расширение масштабов и углубление содержания всестороннего сотрудничества России с Африкой , объясняет Евгений Корендясов, советский и российский посол в Буркина-Фасо, а затем в Мали, в интервью Sputnik.
Говоря о длительных поездках министра иностранных дел России в Африку и о так называемом «африканском повороте российской внешней политики», экс-посол утверждает, что в действительности такой поворот имел место еще в 1960-е годы, когда Москва активно поддерживала независимость Африканские страны. Теперь, добавил он, Россия, опирающаяся на свои заслуги в поддержке национально-освободительного движения в африканских странах —, тепло приветствуется.
«Для африканцев – прагматиков они, конечно, – Россия является некой альтернативой Западу, который не прекращает своих намерений сохранить свои прежние гегемонистские позиции в экономике и политике африканских государств», Корендясов.
Визит Лаврова в Мали проходил на фоне охлаждения отношений между Бамако и Парижем и, в том числе, был посвящен поставкам российской техники и борьбе с терроризмом.< р>р>Страна, находившаяся под французским правлением в колониальные времена, является одной из наиболее пострадавших от исламистского повстанческого движения Сахеля, которое беспокоит регион с 2011 года. В 2014 году Франция начала операцию «Бархан» с целью противодействия терроризму, но миссия была прекращена. в 2022 году после того, как был достигнут небольшой успех и сохранялась угроза джихадистов. Французские войска ушли из Мали на фоне нарастающих противоречий с военным правительством полковника Ассими Гойты, пришедшим к власти после переворота 2020 года и позже обвинившим Францию в поставках оружия террористам. 10-летняя война Франции в Сахеле: наследие колониализма, смена режимов и № 38; Контроль над ураном
Отвечая на вопрос о роли российско-малийского партнерства в решении проблем безопасности в регионе, Корендясов обращает внимание на многолетнюю историю сотрудничества двух народов, начиная с 1960-х гг., когда СССР поставлял в Мали продовольствие и керосин для освещения. и дизельные двигатели на государственных объектах во время французской экономической блокады. Теперь, говорит экс-дипломат, африканская страна во многом полагается на Москву в плане обороны.
Что касается вопросов безопасности, то малийская армия на 80% вооружена российской военной техникой, 80% офицерского состава малийской армии прошли военную подготовку в российских военно-учебных заведениях, так что здесь [партнерство] пока идет по исторически заданному пути, и, конечно, идет трансформация, модернизация связей, углубление, расширение, в соответствии с новыми технологиями и новыми целями и задачами, поставленными как малийской, так и российской стороной.
Евгений КорендясовПосол СССР и России в Буркина-Фасо, а затем и Мали
После переговоров в Мали министр иностранных дел России сообщил о планах Москвы по поставкам в Мали дополнительной военной техники, а также о шагах по обучению малийских военных в российских вузах. О чем договорились Россия и Мали во время пребывания Лаврова в Бамако?
Во время встреч с Лавровым официальные лица как Мали, так и Мавритании заявили о заинтересованности своих стран в поставках углеводородов и сельхозпродукции из России.
Рассуждая о перспективах развития российско-африканской торговли, Корендясов подчеркивает, что существуют как объективные, так и субъективные факторы развития торговли. Он отмечает, что Африка не поддерживает санкции против России и не соблюдает их; когда возникают проблемы в торговле по европейским маршрутам, вопросы решаются бизнес-кругами, подчеркнул экс-посол, приведя в пример блокировку российских удобрений в европейских портах.
В конце ноября 2022 года российский производитель химикатов Группа «Уралхим» объявила о планах предоставить африканским странам более 260 000 тонн бесплатных удобрений, которые были заблокированы в европейских портах из-за антироссийских санкций, введенных после начала спецоперации в Украине. При поддержке ООН Группе «Уралхим» удалось разблокировать груз, и в начале февраля первые партии удобрений прибыли в Африку, а именно в Малави.
Во время своих недавних поездок в Африку министр Лавров неоднократно касался вопроса поставок российских удобрений, отмечая, что Евросоюз и США не оказали поддержки в решении проблемы.
Говоря об экспорте из Африки в Россию, Корендясов отмечает, что последние все чаще закупают продукцию тропического земледелия, а расширение торговых связей способствует модернизации логистических систем.
«Если говорить поэтично, России и Африке суждено расширять дальнейшее сотрудничество. Судьба по объективным причинам: комплементарность экономик и структура внешнеэкономических связей, а также по историческим причинам. — говорит экс-дипломат.
Он также подчеркивает важность предстоящего в 2023 году саммита Россия — Африка, который станет продолжением первого подобного мероприятия, состоявшегося в 2019 году в Сочи. <р>«Российско-африканские отношения активизировались. Об этом свидетельствует тот факт, что этим летом в Санкт-Петербурге пройдет саммит Россия-Африка, и ожидается, что этим летом в Санкт-Петербург прибудут более 40 глав государств африканских стран. А на саммите будут решаться актуальные вопросы взаимного сотрудничества, особенно в области энергетики, использования недр и обмена продовольственной и сельскохозяйственной продукцией и сырьем». Корендясов.
Во время африканского путешествия Лаврова свое участие в саммите подтвердили все три принимающие страны.Запад оказывает давление на африканские страны, желающие принять участие в саммите Россия-Африка: дипломат р>р>Конечным пунктом недавней поездки российского министра стал Судан. В ходе совместной пресс-конференции со своим суданским коллегой Али Аль-Садиком российский министр заявил, что соглашение о создании центра материально-технического обеспечения ВМФ России в Судане находится «в процессе ратификации».
Корендясов подчеркивает взаимный интерес Москвы и Хартума к инициативе. Говоря о поездке Лаврова в Судан, экс-посол комментирует чувствительность Запада к расширению влияния Москвы в Африке — с мнениями, высказанными в западных СМИ, подразумевая, что визит российского министра в африканскую страну застал дипломатов ЕС и США «врасплох». .»
По словам экс-дипломата, как огромный рынок и важный источник стратегических полезных ископаемых, Африканский континент в настоящее время является ареной обострения международной конкуренции, при этом американцы и европейцы активизируют свои усилия по поддержанию и расширению сотрудничества, конкурируя с Китаем как а также Турция, которая в последние годы стремительно расширила свои позиции на континенте.
«Что касается французов, то они до сих пор не могут выкинуть из головы, что в Африке нет французских колоний». — поясняет Корендясов. «Их общая площадь колоний в Африке составляла 9 000 000 квадратных километров, территория Франции — 500 000 квадратных километров. Представьте, во сколько раз больше, почти в 20 раз. И, конечно же, им сложно отказаться от этой штуки. И воюют, стиснув зубы, со своими конкурентами, с нами в частности, особенно с Китаем, с американцами и так далее"
Он добавляет, что африканские прибыли, которые Франция имела в колониальные времена, были важнейшим источником возрождения французского капитализма и французской экономики в целом. Сейчас, подчеркивает он, потребность в африканских ресурсах для дальнейшего развития как европейской, так и американской экономики становится все более и более очевидной. По словам аналитика, за обвинениями Франции во вмешательстве России в Буркина-Фасо стоит «колониальное высокомерие»
Франция неоднократно обвиняла Россию во «вмешательстве» в дела Африки, а именно в бывшие французские колонии, а президент Макрон утверждал, что Москва осуществляет там «грабительский проект». Во время своего предыдущего африканского турне (включая Южную Африку, Эсватини, Анголу и Эритрею) Лавров заявил на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, что высокопоставленные дипломаты ЕС сказали ему, что «Россия должна понять, что Африка является территорией особый интерес Европы».
После переговоров с Лавровым министр иностранных дел Мали Абдулай Диоп заявил, что его страна предпочитает сотрудничество с Россией сотрудничеству с Францией, отметив, что партнерство с Парижем «не соответствует ожиданиям» граждан Мали.
В ходе поездки министр иностранных дел России отметил, что Запад оказывает давление на Африку с целью навредить отношениям между Россией и странами континента. Лавров подчеркнул, что такие усилия не дадут эффекта.